Укрепление здоровья по месту работы ЧАСТЬ 1

  • Укрепление здоровья по месту работы ЧАСТЬ 1
  • 21-09-2017, 14:11
  • Статьи

Укрепление здоровья по месту работы ЧАСТЬ 1

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПО МЕСТУ РАБОТЫ

Решение таких задач, как оценка состояния здоровья, медицинское просвещение, проведение консультаций и мероприятий по укреплению здоровья работников может осуществляться в производственной среде. Место работы является важным звеном оздоровительных мероприятий в организации. Здесь в течение длительного времени сосредоточен большой контингент работников. Кроме того, место работы представляет собой контролируемую среду, где работники имеют возможность участвовать в оздоровительных программах и получать консультации, не отвлекаясь, что так характерно для домашней обстановки, и без спешки, присущей медицинским учреждениям. 

Хорошее здоровье работников необходимо для успешного выполнения их трудовых обязанностей. Работодатели все больше проявляют обоснованный интерес к улучшению здоровья сотрудников как к важному фактору увеличения производительности труда как в количественном, так и качественном отношении. Таким образом, снижение числа случаев заболеваний, уменьшение их тяжести и, как следствие, сокращение числа невыходов на работу позволяют поддерживать производительность труда на желаемом уровне, что оправдывает приоритетность направления оздоровления по месту работы и довольно значительные инвестиции в этой сфере.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансирование со стороны работодателей обычно подразумевает полную или частичную поддержку программ по здоровью. Однако некоторые работодатели в состоянии финансировать лишь этапы планирования или организации оздоровительных мероприятий, а оплачивать сами мероприятия должны работники. Финансовая поддержка работодателя может заключаться и в поощрении работников за участие в программах по здоровью, успешное окончание оздоровительных курсов или избавление от вредных привычек. Это может выражаться в материальном поощрении за посещение спортивных занятий или достижение хороших результатов, а также общественном признании за достижения в деле оздоровления. В тех отраслях, где имеются профсоюзы, в особенности тогда, когда рабочие рассредоточены по нескольким предприятиям, которые не в состоянии реализовать свои собственные оздоровительные программы, роль разработчика и организатора может взять на себя профсоюзная организация. Обычно медицинское просвещение и консультации у специалистов организуются по месту работы, однако иногда они могут частично или полностью проводиться в общественных местах, принадлежащих государственным учреждениям, коммерческим или некоммерческим организациям.

Помимо финансовой поддержки, организация оздоровительных мероприятий требует определенных обязательств со стороны работодателя, а также руководства высшего и среднего звена. У работодателей каждой организации имеется множество приоритетов. Если оздоровительная программа является одним из них, она должна получать активную и публичную поддержку со стороны старших руководителей как в финансовом плане, так и в виде постоянного внимания к этой программе: руководители, обращаясь к работникам, акционерам, старшим менеджерам и даже сторонним инвесторам, должны непременно подчеркивать ее значение.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Здоровье работника в значительной степени определяет производительность труда, что, несомненно, имеет большое значение для предприятия или организации, однако по сути оно является личным делом каждого. Любой работодатель или организация, желающие организовать программу медицинского просвещения или консультации специалистов, должны гарантировать конфиденциальности информации. Особую озабоченность работников и их представителей вызывает тот факт, что информация, полученная в ходе проведения оздоровительных программ, может быть использована для оценки выполняемой ими работы, а также при решении вопросов приема на работу, увольнения или продвижения по службе. Работник, соглашаясь на добровольное участие в программах медицинского просвещения и получении консультаций специалистов, должен быть уверен в том, что информация о его здоровье не станет доступна другим без его согласия. 

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Планирование программы обычно начинается с оценки потребностей. Чаще всего с этой целью проводится опрос работников, в ходе которого выясняется следующая информация: 

  1. наличие у работника вредных привычек (курение, подвижный / неподвижный образ жизни, особенности питания); 
  2. наличие других факторы риска для здоровья (повышенное артериальное давление, высокое содержание холестерина в крови, сахарный диабет); 
  3. личные приоритеты в деле укрепления здоровья и закалки организма; 
  4. отношение индивидуума к альтернативным вариантам программ оздоровления; 
  5. место проведения оздоровительных занятий, которому отдается предпочтение; 
  6. готовность участвовать в занятиях по программе; 
  7. готовность оплачивать часть затрат. 

В процессе опроса также можно выяснить отношение работника к проводимой или планируемой политике работодателя в области охраны здоровья (например, запрет курения, организация диетического питания в столовой, проведение прививочной компании.

Оценка потребностей иногда включает и анализ состояния здоровья у работников. С этой целью рассматриваются данные медицинской службы организации, анализируются случаи обращения за медицинской помощью, заявления об оплате листов нетрудоспособности (больничные) и компенсаций рабочим, а также перечень невыходов на работу. Это позволяет организаторам определить основное направление расходов на проблемы охраны здоровья (как физического, так и психического), оценить возможности профилактики как с точки зрения внедрения соответствующих программ, так и финансовой точки зрения.

Продолжение следует.